Бизнес курьерской доставки: вызовы и мошенничество в эпоху онлайн-торговли
За последние несколько лет бизнес курьерской доставки пережил настоящий бум, что стало следствием активного роста онлайн-торговли. Однако такой быстрый рост также привел к появлению новых вызовов, среди которых особенно выделяются случаи мошенничества. На круглом столе, организованном Агентством Бизнес Новостей, эксперты рынка, юристы и представители профобъединений встретились, чтобы обсудить актуальные проблемы, с которыми сталкивается отрасль.
Проблемы с исчезновением грузов
Одной из главных проблем, о которой говорили участники встречи, стало резкое увеличение случаев исчезновения грузов во время перевозки и после их выдачи. За последние 4 года было похищено грузов на сумму более чем 4,5 миллиарда рублей. Эти цифры были озвучены заместителем директора ИМПАКТ Алексей Кожевниковым, который подчеркнул, что такая ситуация становится настоящей эпидемией.
Необходимость изменений в законодательстве
Адвокат Игорь Штин высказал мнение о том, что в законодательствах необходимо четко разграничить понятия грузоперевозки и курьерской доставки. Непрозрачность норм закона создает сложности, о которых он рассказал, работая с клиентом — ООО «Экспресс». Именно отсутствие четкости приводит к множеству судебных споров.
Кейс ООО «Экспресс»
Генеральный директор компании «Экспресс», Евгений Нижеметов, поделился своей историей. Компания получила иск на 25 миллионов рублей за «потерянный» груз. Хотя сотрудники выдали груз верифицированному лицу по удостоверению, через короткое время пришли правоохранительные органы с вопросами о пропаже товара. На данный момент, пройдя через несколько судебных инстанций, удалось снизить сумму иска вдвое, но ситуация демонстрирует серьезные проблемы в регулировании курьерской доставки.
Контекст правосудия и расследований
Участники обсуждения отметили, что арбитражный суд не приостановил рассмотрение дел о пропаже грузов, что вызывает недоумение у многих экспертов, таких как председатель Совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Александр Ефимов. По его словам, необходимость скорого расследования случаев мошенничества не всегда поддерживается соответствующими органами.
Коррупционные схемы и отсутствие контроля
Участниками круглого стола было решено, что схемы мошенничества обычно имеют организованный характер и немалую долю коррупции. Евгений Нижеметов высказал мнение о том, что проверка всех грузов становится невозможной в условиях большого потока клиентов. Сотрудники часто не могут отличить груз с высокой ценностью от обычного товара.
«Практически на всех крупных онлайн-площадках действуют системы борьбы со страховыми мошенничествами, но в сфере курьерской доставки оценка рисков не всегда возможна», — Константин Алтунин, Первый заместитель директора страхового дома ВСК.
Необходимость регламентации
Станислав Наркевич, руководитель направления «Грузовичкоф Бизнес», заявил, что разрабатывать регламенты для сотрудников — ключ к повысению безопасности в курьерской деятельности. Это поведение позволит работникам быть более внимательными в условиях активного роста мошеннических схем.
Выводы и предложения экспертов
Участники кругового стола пришли к выводу о необходимости внимания со стороны государства. Судебные органы должны рассмотреть возможность введения новых норм, которые позволят избежать многомиллионных претензий к перевозчикам без предварительной оценки стоимости груза и его страхования.
К сожалению, мошеннические схемы в курьерской доставке продолжают развиваться и становятся все более хитроумными. В случае с петербургским предпринимателем Эльдаром Карахановым, который пытался доставить груз стоимостью в десятки миллионов рублей, мошеннические схемы сыграли роковую роль и привели к необходимости обращения в суд.